Новый стадион на Крестовском острове в Петербурге построили

Самый увлекательный и остросюжетный сериал российского производства завершился: в Петербурге официально закончили строить новый стадион. Теперь остается только пересматривать.

Серия 1. Большие
планы

Сюжет: 28 декабря
2004 года губернатор Петербурга Валентина Матвиенко выпустила постановление «О
реализации проект по строительству футбольного стадиона в Западной части
Крестовского острова». Строительство
стадиона подавалось как стратегический инвестиционный проект, который должен реализовываться
за счет «Газпрома».

Среди вариантов проекта и полностью стеклянная арена с наклонной крышей и португальский цветной стадион. Победила «летающая тарелка» японца Кисе Курокавы. Опыт у него был: два стадиона в Японии: один – к чемпионату
мира-2002, другой – для местных регбийной и футбольной команд.

Уже на этом этапе возникают вопросы: кто решил, что стадион
можно построить на месте старенькой арены имени Кирова? Хватит ли места для
реализации современного проекта? Но на них находят ответы и идут дальше.

В 2006 году понятно: стадион будет строить город,
постановление отменяют. В конкурсе на реализацию проекта побеждает компания «Авант» (она
же «Синтез-СУИ») без опыта в строительстве таких объектов, в отличие от другого
претендента – немецкой компании «Хохтиф». Стадион планируют построить за 6,7 млрд рублей, а провести первый
матч – весной 2009-го. Согласование и доработка проекта на федеральном уровне идет параллельно
строительству: документы выдают постепенно, чтобы не прерывать процесс.

– Сроки
жесткие, но как говорила губернатор: главное, чтобы «Зенит» провел здесь все
матчи сезона-2009. Теоретически было бы правильно сначала спроектировать
объект, пройти экспертизу, а затем уже начинать строительство, но это
займет четыре с половиной – пять лет, которых у нас попросту
нет. Валентина
Ивановна сказала в присутствии представителей администрации города, перед
телекамерами: «Григорий Ефимович, построите в срок – лично обещаю вам орден». Но мое дело – построить в срок и
качественно. Этим и занимаюсь.
Гендиректор «Аванта» Григорий
Фельдман, 28 мая 2007-го, журнал «Эксперт»

Серия 2. Сковородка с
крышкой

Сюжет: В октябре
2007 года выясняется, что приспособление проекта к российским реалиями увело стадион
от первоначального замысла. Как высказался один из членов экспертного совета, «вместо
летающей тарелки получилась сковородка с крышкой».

12 октября умирает Кисе Курокава. При его жизни никто
открыто не критиковал проект и смету, после – упреки сыпятся со всех сторон.
Необоснованный бюджет, в который нельзя вписаться из-за особенностей грунта, неучтенные
нагрузки от присутствия болельщиков.

Первая отсрочка – именно из-за согласования проекта:
сначала согласовывают кураторы стройки, затем – Главгосэкспертиза. Одобряют его
только в июле 2008-го. Дальше – хуже. В августе того же года утверждают новую стоимость: 23,7 млрд рублей. По закону из-за такого удорожания необходимо проводить
выборы другого генподрядчика вместо «Аванта». Город хочет уступить 51% доли арены
«Газпрому», но это так и не произойдет.

В декабре 2008-го в автокатастрофе гибнет Григорий Фельдман. Начинают
поступать иски к «Аванту» на общую сумму более 624,5 млн рублей. Субподрядчики требуют
недоплаченные 141 млн рублей за проект стадиона, 123 млн – за набивание свай, 4,2
млн – за асфальтирование причала.

А право достроить стадион получает «Инжтрансстрой»,
подконтрольный Олегу Дерипаске. Срок окончания – ноябрь 2010-го.

– Я не
знаю, откуда взялась сумма 6,7 млрд. Почему Курокава решил, что за эти деньги
можно построить в таком месте стадион, для меня загадка. У меня есть от его
архитектурного бюро письмо, в котором говорится, что стоимость реализации была
просчитана с большим количеством допущений. Например, выкатное поле. В макете ножницами была вырезана
дыра и на мини-моторчиках, вытягиваемое на ниточках, это поле ездило. На
картонном макете вырезать дыру и вставить туда поле можно, и макет будет
стоять, а вот на настоящем стадионе нельзя – потому что он просто рухнет.
Гендиректор «Аванта» Григорий Фельдман, октябрь 2008-го, «Деловой Петербург»

Серия 3. Новые
надежды

Сюжет: Несмотря
на опасения, что процесс знакомства с документацией по строительству будет
долгим, «Инжтрансстрой» приступает к работе бодро. Все идет по графику, к тому же
Россия претендует на чемпионат мира-2018. Из-за этого произойдет и новая отсрочка.

На стройку приглашают специалистов компании IMG, управлявшей стадионом «Уэмбли».
Они рассказывают о недочетах: например, вип-зоны зачем-то засунули на самый верх,
а по всем нормам арен высокого класса они должны быть в центре. А когда Россия
становится хозяйкой чемпионата мира, приходится заказывать перепроектировку еще и под
требования ФИФА. Срок окончания сдвигается на конец 2011-го.

– Нулевой цикл полностью завершен, и теперь стройка пойдет более быстрыми темпами. Средств будет выделено столько, сколько сможет освоить подрядчик, но общая сумма должна строго соответствовать заключенному контракту.
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, июнь 2009-го

Докажите, что не зря 10 лет смеялись над новым стадионом в Петербурге! [тест]

Серия 4. Очередной
провал

Сюжет: 2011-й. Проектировщик и подрядчик спорят о
раздвижной крыше, город и проектировщик – о смете. Строительство, если и
двигается, невооруженным глазом это незаметно. Под угрозой отдельные элементы: например, сиденья, которые
купили еще в 2007-м, они теперь лежат и ждут под открытым небом.

В городе меняется губернатор – вместо Валентины Матвиенко приходит
Георгий Полтавченко. Новая стоимость стадиона – 28,7 млрд рублей. Но все
понимают, что этих денег будет недостаточно, реальная цена – 33 млрд. А срок сдачи
нужно снова перенести – на ноябрь 2012.

– Объект непростой, у нас споры с генеральным подрядчиком по работам и стоимости. Замечания заказчика не устраняются. Но это вопросы производственного характера.
Председатель комитета по строительству Петербурга Вячеслав Семененко, 2011-й.

Серии 5-7. Трилогия «Все
плохо»

Сюжет: Продвижения в строительстве не видно. Премьер-министр Дмитрий Медведев осенью 2012-го называет стройку позором,
Георгий Полтавченко в 2011-м говорит, что проблем нет, в 2012-м – что они
есть. Срок сдачи переносят постоянно. В январе 2013-го стадион готов на 35%,
построить его обещают в конце 2015-го. В ноябре этого самого 2015-го арена будет готова только
на 79%. Теперь первый матч хотят сыграть в 2016-м.

Губернатор Петербурга, судя по всему, отвлекает внимание
от проблем и предлагает болельщикам помочь достроить стадион. Фанаты не медлят
с ответом: так появляется легендарное «Продай дачу – построй стадион».

До 2014-го курирует стройку вице-губернатор Марат Оганесян, которого в
2016-м возьмут за махинации при строительстве под стражу. Его обвинят в хищении средств на заключении
контрактов по установке табло. 12 ноября 2014-го его сменяет Игорь Албин, при нем на этом посту через два с лишним года и завершат строительство.

– Слушайте, пора заканчивать. Это же выглядит просто… позор! Это не просто долгострой. Это тянется и тянется, тянется и тянется. Я здесь был два года назад – было то же самое. Вот что плохо.
Премьер-министр России Дмитрий Медведев, 1 сентября 2012-го

От котлована до красавца: самая быстрая версия 10 лет стройки стадиона в Петербурге:

Серия 8. Разборки с подрядчиком

Сюжет: Георгий
Полтавченко хочет видеть внешний облик готового стадиона в День города – 27 мая
2016 года. К этому дню арена построена на 85%, хотя внешне и правда выглядит готовой
– даже каменный забор заменили решетками.

В июле происходит невероятное: «Инжтрансстрой», контракт
с которым перезаключали несколько раз, выгоняют со стройки. Рабочие вдруг заявляют,
что им не платят зарплату. Город обвиняет генподрядчика в затягивании
строительства. «Инжтрансстрой» публично критикует Администрацию Петербурга за искусственно создаваемые проблемы, а лично Игоря Албина – за то, что «его руководство привело к хаосу».

– Сложилась ситуация, при которой заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта. Одна из ключевых проблем вызвана отсутствием утвержденных проектных решений и документации. У нас нет документов, по которым мы фактически должны строить.
Официальное заявление компании «Инжтрансстрой», июль 2016-го

Серия 9. Конец. Или нет

Сюжет: Контракт с «Инжтрансстроем» расторгают, на помощь приходит «Метрострой» – процедуру выбора генподрядчика проводят оперативно. Выявляют массу недочетов – плесень, подтопление подтрибунных помещений. Все это нужно устранять новой организации. Стоимость стадиона увеличивается до 43,7 млрд рублей. 

«Метрострой» выполняет обещание предыдущего генподрядчика: в сентябре 2016-го на арене действительно проходит футбольный матч. На выкатном поле – оно и выдвигается, и задвигается – играют строители. А в декабре 2016-го компания гордо объявляет: строительство закончилось! На самом деле, подписывают еще и дополнительные контракты на достройку: она завершается в последний день марта 2017-го.

На стадионе
проводят два тестовых мероприятия – мотошоу и рок-концерт. Без проблем не
обходится: разбили стекла, протек водопровод. Но сомнений в том,
что в конце апреля «Зенит» наконец-то выйдет на поле нового стадиона, уже нет.

Проблемы, тем не менее, остаются: например, в 2014-м году рядом со стадионом
создали намывную территорию. В 2016-м компания «Леокам» выиграла тендер на
благоустройство этой местности. Правда, по словам представителей компании, сам намыв
выполнен с нарушением технологии: например, строители не обнаружили свай,
которые необходимы для устойчивости многотонной конструкции из песка.

– Я благодарен правительству города и подрядчику – работа проделана колоссальная. Надеюсь, этот объект будет радовать петербуржцев. Я бы очень хотел, чтобы сборная России здесь сыграла какой-то серьезный матч до чемпионата мира с топовой командой. Петербург заслужил такой матч!
Вице-премьер России Виталий Мутко, 22 февраля 2017-го

Переместитесь в будущее, на матч открытия Кубка конфедераций! Уникальная экскурсия для читателей «Советского спорта»:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top